РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ, ЭВОЛЮЦИОНИЗМ И БУДУЩЕЕ

Э.А Витол


Есть ли у человечества будущее? Каким его видят ученые? Возможно ли это вообще – в рамках рационального познания исследовать будущее? Методология прогнозирования включает в себя экстраполяцию на грядущее наблюдаемых тенденций, закономерности которых в прошлом и настоящем хорошо известны. Но достаточно ли мы знаем механизмы и особенности планетарного развития, чтобы спроецировать их на человечество и предсказать предстоящие масштабные изменения? Способна ли наука выявить сущность самой цивилизации, ее основного противоречия, дающего мощный импульс и определенную направленность разворачивающимся глобальным процессам?

Ответы на подобные вопросы весьма противоречивы, но через хаос и эклектику футурологических прогнозов уже проступают четкие контуры теоретической системы, именуемой «новая картина мира». Важнейшую роль в ее становлении играет эволюционизм. Эволюционный стиль мышления обретает доминирующее положение в новом рационалистическом мировидении. Зародившись в естествознании во второй половине ХIХ в., эволюционизм, трансформируясь, постепенно захватывает и другие области теоретического познания – техническую и гуманитарную, распространяясь также на такие сферы человеческой деятельности, как философия, политика, экономика, идеология, искусство, превращаясь в фактор общекультурный.

Сегодня эволюционизм – не только эпистемологическая система, объединяющая различные концепции развития, но и своеобразный методологический подход, а самое главное – общенаучная парадигма. Нет в настоящее время ни одной зоны реальности, где бы она не проявляла своего действия – это и мир неживой природы, как естественного, так и искусственного происхождения, мир живого, мир социума, а также мир концептуальный (информационный, идеальный), где происходит эволюция идей, мысленных образов, идеализированных представлений и других концептуальных конструктов.

Возникшая необходимость кардинального переосмысления будущего связана со вступлением человечества в эпоху бурных перемен, когда начинаются стремительные и всеобъемлющие изменения, пронизывающие не только пространство культуры, науки и технологий, экономики и политики, но биосферные, геологические процессы и ближний космос. Следует констатировать вхождение планетарной эволюции в качественно новую фазу.
И здесь перспективный анализ не должен ограничиваться прогнозами на 10, 20, 30…100 лет. Научная мысль обязана предложить долгосрочную стратегию земного развития, включающую генетически связанные этапы исторических преобразований и отражающую далекое будущее. Тогда открывается возможность понять путь земной цивилизации, все интенсивнее превращающейся в целостную планетарную структуру – антропосферу. Определить особенности ее коэволюционного взаимодействия с другими масштабными земными системами – геосферой, биосферой, техносферой и окружающим космосом, выявить своеобразие формирования ноосферы.

Начало третьего тысячелетия является знаковым не только для прогресса человеческой цивилизации, но и для процесса познания. Отдельные фрагменты мозаики – разрозненные специфические знания – начинают стягиваться воедино, образуя величественное полотно новой научной картины мира (НКМ), где нет места прежним стереотипам мышления и представлениям о человеке и Вселенной.
Качественно отличная черта этой картины – ее эволюционный характер. Изменчивая, подвижная сущность Универсума проявляется на всех его масштабно-структурных уровнях: в микро-, макро- и мегамирах. Эволюционизм становится тем универсальным подходом, который делает возможным объединение представлений о сложных и многообразных явлениях мира в общую систему, раскрывая при этом их взаимодействие и качественные взаимопереходы. Именно эволюционизм позволяет отразить в картине мира не только его настоящее, но прошлое и будущее в их противоречивом единстве. Следовательно, современная НКМ – это не только статичное пространственно-подобное представление, но и временное, дающее образ мира в его развитии из прошлого в будущее. Поэтому эволюционизм и разрабатываемая в его рамках общая теория эволюции представляют большую эвристическую ценность для прогнозирования.

В настоящее время эволюционизм достиг такого уровня зрелости, который диктует необходимость его внутренней дифференциации. Введение определенной типологии с выделением микро-, макро- глобального, универсального и планетарного эволюционизма является важным для теории познания, т.к. позволяет уточнить иерархию и область применимости различных эволюционных концепций.

Главный мотив создания концепции планетарного эволюционизма – поиск единых законов исторических преобразований земной материи, знание которых позволит не только оценить прошлое (ретроспектива), но и спрогнозировать будущее (перспектива), определить качественно новые этапы этой эволюции и ее направленность. Выявление таких законов - одна из приоритетных задач современной науки, без решения которой невозможно осуществить прогностическую функцию познания. Вместе с тем, данный поиск был бы весьма затруднен при отсутствии философского анализа и широких системных обобщений, существенно расширяющих рамки рационального мировосприятия.
Обозначив в качестве объекта исследований планетарную материю во всем ее качественном многообразии, мы должны сделать следующий важный шаг в познании, способствующий достижению поставленной цели, – выделить собственно предмет изучения, на котором будет сосредоточено главное внимание – это закономерности и особенности эволюционных преобразований земной материи. Именно всесторонний анализ данной проблемы откроет перспективы построения общеисторической картины планетарного развития, в рамках которой ключевое значение имеет будущее человечества.

В окружающей нас земной реальности можно констатировать четкое разделение следующих форм организации: 1) неживая материя естественного происхождения, 2) живая (биогенная) материя, с высшим своим продуктом – человеческим обществом, 3) неживая (техногенная) материя искусственного происхождения. Все они представляют собой генетически связанные этапы планетарной эволюции, характеризуя ее исторические вехи и образуя масштабные планетарные структуры – геосферу, биосферу, антропосферу и техносферу, активно взаимодействующие между собой.
Все фазы развития систем – их прошлое, настоящее и будущее теснейшим образом переплетены, отражая генетическую связь преобразований. Изучение этой связи, вскрытие глубинных механизмов ее реализации, способствует созданию смыслового пространства многомерной картины будущего.

Эвристическая ценность предлагаемого планетарно-эволюционного подхода к созданию футурологической модели цивилизации заключается в том, что он позволяет раскрыть явление доселе неочевидное и противоречащее обыденным представлениям. Способствует преодолению веками сложившихся стереотипов о человеке как высшей форме организации материи, показывает его включенность в ход направленных общепланетарных преобразований, вместе с тем – временность его лидирующего положения на эволюционной оси. Исключает стихийность из теоретических образов, в которых рисуется будущее, вводя сюда детерминизм, закономерности, направленную самоорганизацию, эволюционную парадигму. Преодоление хаоса в представлениях о будущем – это путь к новому миропониманию, созданию системных воззрений на окружающую нас земную действительность и комплекс ее пространственно-временных взаимодействий с космическим пространством.

Превращение человечества в единое целое, усиление интеграционных процессов, охватывающих политику, экономику, культуру, искусство, научное творчество, взаимообусловленность развития разных этносов и государств, глобальные проблемы современности, среди которых особо выделяется разрастающийся экологический кризис, высокая вероятность вспышки масштабных военных конфликтов, необходимость гармонизации отношений цивилизации, техносферы и окружающей природы – все это обусловливает актуальность научных прогнозов и футурологии как отрасли познания, задача которой – исследование будущего.

Сегодня приходит понимание того факта, что от правильно выбранной стратегии развития цивилизации, не противоречащей объективным законам природы, зависит в конечном итоге ее выживание и дальнейший прогресс. Именно поэтому современное прогнозирование должно основываться на знании данных законов и умении правильно применять их к конкретным мировым явлениям и процессам.
Этим же определяется ракурс рассмотрения человечества в картине мироздания, исследование его будущего через призму закономерностей исторического преобразования планетарной материи. Пытаясь понять будущее вне контекста тех значительных качественных и пространственно-временных изменений, которые происходили ранее, происходят в настоящем, и будут происходить в дальнейшем на Земле и в ближнем космосе, мы обрекаем себя на мифотворчество, слепое блуждание в сфере ирреальных гипотетических построений.

Осознание единых закономерностей развития материи, овладение объективными знаниями об эволюционных процессах, способствует не только ноогенезу – совершенствованию, умощнению, распространению научной мысли, созданию концептуальных представлений о мире, но и открывает возможность применения этих знаний к различным, реально происходящим процессам – целенаправленному совершенствованию технических систем, биосферному, социальному развитию и т.д. Подобные знания будут выступать своеобразным катализатором, способствуя принятию решений, ускоряющих темпы научно-технического и социального прогресса. Таким образом, знание о будущем в форме его своеобразной объективной модели (картины мира), способно детерминировать настоящее не только идеально, но и практически, задавая направленность различным материальным процессам планетарного масштаба.

Хостинг от uCoz